Нанесение глазури на керамику требует специального оборудования. Автоматический краскопульт для глазури ML-22-5C от MANOLI также подходит для нанесения стеклоэмалей, жидких полировальных паст и других подобных материалов.
Краскопульт |
Краскопульт |
Краскопульт |
Краскопульт |
||||
Краскопульт |
Правильный выбор и настройка ручного краскопульта для окрасочного цеха, а также компрессор как источник сжатого воздуха и схема воздушной магистрали до потребителя воздуха краскораспылителем - вот основные темы настоящей статьи.
Первый краскораспылитель был изобретен Томасом де Вилбиссом в начале прошлого века. С тех пор он подвергался значительным изменениям, обусловленным следующими факторами: метод распыления, производительность, способ формирования воздушного факела, тип подачи и вид лакокрасочного материала, воздушные головки для автоматизированных и роботизированных линий и т. д.
Поговорим о краскораспылителях различных систем пневматического распыления для авторемонта. Несмотря на внешнее сходство пистолетов различных систем пневматического распыления, они отличаются друг от друга конструкцией внутренних воздушных каналов и строением воздушной головки. И это объяснимо: менять разработанное однажды тело краскопульта для комфортной работы, продуманную эргономику и отличительный дизайн продукции необходимости нет.
Способы подачи ЛКМ
Существует несколько способов подачи лакокрасочного материала на распылительную голову: при принудительной подаче специальный насос увеличивает давление лакокрасочного материала в несколько раз и подает по шлангам на краскопульт. Конечно, такой способ приемлем там, где в течение длительного времени проводится окраска большого объема деталей одним цветом.
Краскопульт с нижним бачком рекомендован для окраски больших деталей, например боковины грузового фургона типа Ford Transit или целиком кузова автомобиля однородными эмалями одного цвета.
В современных автомастерских и дилерских станциях кузовного ремонта работа малярно-кузовного участка построена таким образом, чтобы «перелопачивать» большой объем мелкого однодневного ремонта. Схема движения автомобиля от приемки до сдачи построена следующим образом: арматурный участок, жестяной, малярный, снова арматурный без потери времени в промежуточных отстойниках. В таких условиях работы маляр максимально загружает окрасочную камеру съемными деталями, которые окрашиваются в разные цвета за один цикл работы ОСК.
Используемый объем готовой к применению краски невелик и требует замены в зависимости от цвета в течение одного часа, конечно же, здесь подходит краскопульт с верхним бачком или быстросъемными бачками типа ППС или РПС.
Методы распыления
Для малярно-кузовного ремонта могут применяться краскопульты трех методов распыления:
• Краскораспылитель конвенциональной системы: (традиционное) формирование окрасочного факела достигается высоким давлением сжатого воздуха 3-4 бар. Обеспечивает превосходное качество распыления и однородность окрасочного факела, состоящего из частиц мелкого размера от 5 мим и более. Большая производительность достигается высокой скоростью частиц краски, движущихся в направлении к окрашиваемой детали. Однако это приводит к большому образованию тумана, и коэффициент переноса ЛКМ не превышает 45%. В начале 80-х годов экологи ужесточили законодательно требования по охране окружающей среды, и этот вид распыления может быть использован в промышленном секторе, где конструктивно предусмотрена очистка воздуха.
• Краскораспылитель системы распыления HVLP (большой объем воздуха, низкое давление): формирование окрасочного факела достигается низким давлением сжатого воздуха, равным 0,7 бар. На входе варьируется в пределах 1,5~2,5 бар в зависимости от модели и производителя, коэффициент переноса 65% и более. Малая скорость движения частиц краски позволяет получить равномерное распределение их на поверхности окрашиваемой детали. Недостатком этой системы распыления является большой расход воздуха, а также необходимость стабильности его потребления. Еще одним недостатком можно назвать распыление лака с ухудшением декоративных свойств покрытия (разумеется, при приготовлении лака без изменения пропорций смешивания, рекомендованных производителем).
• Краскораспылитель системы распыления LVLP (малый объем воздуха, низкое давление): формирование воздушного факела средним давлением сжатого воздуха, равным 0,8-1,5 бар. На входе варьируется в пределах 1,5-2,5 бар, коэффициент переноса 65% и более. Конструкция воздушных каналов распылительной головки позволяет получить при среднем давлении сжатого воздуха однородность факела с мелкодисперсными частичками ЛКМ, присущую краскораспылителю с высоким давлением сжатого воздуха, и получать высококачественное покрытие.
Для работы с базовым покрытием «металлик/перламутр» подойдет краскопульт с методом распыления HVLP, несмотря на такой недостаток, как потребление большого объема воздуха, перенос краски при малом давлении сжатого воздуха позволяет получить высококачественную поверхность базового покрытия.
Нельзя не отметить, что низкое давление позволяет избежать сорности на окрашиваемой поверхности. Ведь малая скорость потока воздуха, переносящая капельки краски на деталь, отражается от нее и не создает больших турбулентных завихрений, которые могут захватить пыль с комбинезона маляра, шлага подачи воздуха, окружающих деталей, стен окрасочной камеры. Расстояние от поверхности детали до воздушной головки варьируется в пределах 10~15 см, так что вероятность захвата мусора со стороны снижена.
Освободившийся объем воздуха с остатками краски легко удаляется потоком воздуха, циркулирующим в окрасочной камере. Устранять дефекты с базового покрытия - занятие не из приятных, а в случае дополнительного расхода эмали - и не из дешевых.
Наиболее предпочтительным методом распыления является LVLP, обеспечивающий комфортную работу благодаря низкому образованию тумана, максимальную экономию материала и одновременно высокую производительность.
Расстояние от поверхности детали до воздушной головки варьируется в пределах 15~20 см, что в свою очередь позволяет на большем расстоянии легче контролировать процесс нанесения. Важное достоинство этого распыления - то, что квалифицированный маляр с большим опытом работы может красить без особых усилий, почти с закрытыми глазами. Новичкам он поможет качественно красить и избежать потеков.
DeVILBISS GTi PRO Воздушная голова Н1 | DeVILBISS GTi PRO Воздушная голова Т1 | DeVILBISS GTi PRO Воздушная голова Т2 | DeVILBISS PRi PRO Воздушная голова 310 | DeVILBISS SRi Воздушная голова 210 | DeVILBISS SriW HVLP Воздушная голова 215 | ПРОДУКТ |
---|---|---|---|---|---|---|
2,5 мм 2,0 бара |
Жидкая шпатлевка | |||||
Шлифуемый грунт | ||||||
1,3-1,4 мм 2,0 бара | 1,3-1,4 мм 2,2 бара | 1,3-1,4 мм 2,2 бара | Грунт «мокрый по мокрому» | |||
1,3-1,4 мм 2,0 бара | 1,3-1,4 мм 2,0 бара | 1,0-1,2 мм 2,0 бара | Нитро база | |||
1,4 мм 2,0 бара | 1,4 мм 2,0 бара | 1,0-1,2 мм 2,0 бара | Водная база | |||
1,3 мм 2,0 бара | 1,3-1,4 мм 2,2 бара | 1,3-1,4мм 2,2 бара | 1,0-1,2 мм 2,0 бара | Однородная эмаль | ||
1,3 мм 2,0 бара | 1,3-1,4 мм 2,2 бара | 1,3-1,4 мм 2,2 бара | 1,0~1,2 мм 2,0 бара | Жидкие лаки | ||
1,3 мм 2,0 бара | 1,3-1,4 мм 2,2 бара | 1,3-1,4 мм 2,2 бара | 1,0-1,2 мм 2,0 бара | Густые лаки VOC лаки |
Сопла
Для правильного выбора сопла необходимо знать производительность применяемого краскораспылителя. Например, чтобы цвет базы, налитой из одного ведра и нанесенной краскопультами разных производителей с отличающимися по производительности характеристиками, не отличался, нужно установить сопла : разными диаметрами. Для краскопульта компании DeVILBISS GTi PRO с воздушной головой Н1 сопло будет 1,4 мм, для краскопульта SATA jet 3000 или 2000 - 1,5 мм, для краскопульта IWATA LPH 400-1,6 мм.
Также важно знать вязкость применяемого продукта и производительность краскопульта; только в этом случае можно правильно подобрать сопло.
Все регулировки на краскораспылителе должны быть полностью открытыми, входное давление сжатого воздуха надо контролировать на персональном манометре.
Настроенный "на слух" поток сжатого воздуха или «придуманная» подача ЛКМ также может привести к неповторению декоративного покрытия, даже если краска колористом подобрана в цвет. Такое возможно, если в базовой эмали присутствуют перламутры со сложной игрой отражения цвета.
Для работы с высоковязкими продуктами и грунтами метод распыления большого значения не имеет, а вот для нанесения грунта в версии «мокрый по мокрому» характеристики должны быть такие же, как у краскопульта под лак. Данный вид окраски на сегодняшний день составляет70-80% от общего ремонта. В ассортименте профессионала должно быть два грунтовочных краскопульта.
В соответствии с требованием времени компания DeVILBISS для грунтовочного краскораспылителя PRi Pro ввела в ассортимент сопло с диаметром отверстия 1,4 мм.
На крупных станциях кузовного ремонта для ускорения процесса окраски деталей разными цветами маляр имеет оттрех и более краскопультов, получая таким образом общую сушку под различные цвета и экономию времени на мойку краскопульта во время цикла окраски.
Для быстрой и эффективной работы без потери качества в соответствии с требованиями производителя маляр должен иметь как минимум четыре краскораспылителя с различными характеристиками: под грунт «мокрый по мокрому», под грунт «шлифуемая версия», под базовое декоративное покрытие и под лак.
Нельзя также забывать и о подобранном оборудовании для потребителя сжатого воздуха. Недостаточная стабильность подачи воздуха приводит к изменению формы факела и увеличению размера частиц краски, что приводит к ухудшению нанесения декоративного покрытия. Особенно это важно для краскораспылителя с методом распыления HVLP. Дефектом может быть образование облаков, полос или пятен.
Сжатый воздух необходимо подготовить и доставить до потребителя. Ресивер, трубопровод, осушитель, фильтры грубой и тонкой очистки - все это препятствия на пути сжатого воздуха. Очень важно рассчитать мощность компрессора с учетом максимального расхода воздуха и отталкиваться от минимальных цифр в момент «просадки» компрессора, то есть набора воздуха. Длина и диаметр трубопровода также влияют на падение давления.
Эффективность работы и ее качество зависят от правильно подобранного оборудования с необходимыми характеристиками, поэтому важно с самого начала уделить их выбору самое пристальное внимание, а в ходе эксплуатации своевременно обслуживать и модифицировать.
DeVILBISS GTi HVLP Воздушная голова 115 | DeVILBISS GTi Воздушная голова 110 | DeVILBISS PRi Воздушная голова 310 | DeVILBISS SRi Воздушная голова 210 | DeVILBISS SriW HVLP Воздушная голова 215 | ПРОДУКТ |
---|---|---|---|---|---|
2,5 мм 2,0 бара | Жидкая шпатлевка | ||||
1,6-1,8 мм 2,0 бара | Шлифуемый грунт | ||||
1,3-1,4 мм 2,0 бара | Грунт «мокрый по мокрому» | ||||
1,3-1,5 мм 2,0 бара | 1,3-1,4 мм 2,0 бара | 1,0-1,2 мм 2,0 бара | Нитро база | ||
1,5 мм 2,0 бара | 1,0-1,2 мм 2,0 бара | Водная база | |||
1,3-1,4 мм 2,0 бара | 1,0-1,2 мм 2,0 бара | Однородная эмаль | |||
1,3-1,4 мм 2,0 бара | 1,0-1,2 мм 2,0 бара | Жидкие лаки | |||
1,3-1,4 мм 2,0 бара | 1,0-1,2 мм 2,0 бара | Густые лаки |
См. также: